Модельный стандарт деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений Амурской области

                                                                     Приложение

                                                                     к постановлению коллегии

                                                                     министерства культуры

                                                                     и архивного дела

                                                                     Амурской области                                                                                                  от 18.11.2009  2

 

 

Модельный стандарт

деятельности муниципальных

культурно-досуговых учреждений

Амурской области

 

 

г.Благовещенск

2009 г.

 

  1. Общие положения

 

Деятельность муниципальных культурно-досуговых учреждений Амурской области (далее – культурно-досуговых учреждений) регулируется  Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», «Об авторском праве и смежных правах», законом Амурской области «О культуре», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Правительства Амурской области, Министерства культуры Российской Федерации, министерства культуры и архивного дела Амурской области, правовыми актами органов местного самоуправления.

Модельный стандарт деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений Амурской области (далее – Модельный стандарт) разработан с учетом клубной инфраструктуры, преимущественным  расположением клубных учреждений в сельской местности:  из 465  культурно-досуговых учреждений  426 являются сельскими клубами и Домами культуры. Для карты области характерно наличие большого числа малонаселенных сельских пунктов, значительная часть их расположена в удаленных или труднодоступных местах. В настоящее время жители 26 % населенных пунктов находятся вне доступности культурного обслуживания. Показатель обеспеченности культурными услугами сельских жителей области — 702 человека на одно клубное учреждение.

Одним из средств оптимизации, повышения эффективности деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений Амурской области может стать закрепление в виде нормативов минимально необходимых параметров, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности клубных учреждений в современных условиях.

Настоящий Модельный стандарт  разработан для использования органами местного самоуправления в качестве методических рекомендаций по созданию эффективной системы организации досуга жителей муниципального образования. Он так же может быть применен, как основной документ, для перехода учреждений культуры в статус автономного учреждения.

 

2.     Основные положения

 

Культурно-досуговые учреждения являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры на территории Амурской области, основной базой для реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере культуры (создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры).

Культурно-досуговые учреждения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ, а также могут быть филиалами, структурными подразделениями клубных систем или комплексных социально-культурных (культурно-образовательных, культурно-спортивных и т.п.) объединений.

Культурно-досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально-культурные инициативы.

Культурно-досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

К культурно-досуговым учреждениям относятся:

— функционирующие по административно-территориальному признаку: городские, сельские, поселковые клубы; сельские, районные, городские Дома, Дворцы культуры и народного творчества; Центры культуры и досуга, культуры и искусства, культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы и т.п.;

— ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения: клубы и Дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи  и пенсионеров, Центры традиционной культуры, Дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т.п.;

— специализирующиеся на передвижном характере деятельности, с использованием различных транспортных средств: автоклубы, агиткультбригады, передвижные центры культуры и т.п.

 

2.    Виды культурно-досуговых учреждений
 

К культурно-досуговым учреждениям относятся:

  1. Клубы — обладают небольшими мощностными характеристиками и штатной численностью. Характеристика объема выполняемой работы соответствует 3-4 группам по оплате труда.
  2. Дома культуры — обладают большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а так же являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами. Характеристика объема выполняемой работы соответствует 1-ой группе по оплате труда.
  3. Дворцы культуры — обладают высокими характеристиками по параметрам мощности, оборудования, штатной численности. Обслуживают население по месту расположения. Расположение не имеет зависимости от административного статуса (село-город). Главным критерием для принятия решения о наличии Дворца культуры являются финансовые средства учредителя. Располагаются в районных центрах и городах. Как правило, имеют статус юридического лица и являются методическими центрами для подведомственной сети. Основное содержание деятельности предусматривает организацию работы творческих коллективов в различных жанрах и обеспечение социально-культурных мероприятий на основании муниципального заказа. Характеристика объема выполняемой работы соответствует 1-ой группе по оплате труда.
  4. Дома народного творчества — создаются с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, создания методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения  творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. В остальном соответствуют параметрам Домов культуры.
  5. Центры культуры и досуга (культуры и искусства) — по мощностным характеристикам соответствуют Дворцам культуры. Являются интегрированными учреждениями. В общем объеме услуг преобладает досуговая составляющая и мероприятия социокультурного характера. Собственно творческая деятельность занимает 13-19% и является основным условием для создания продуктов культурного характера. Предусматривается 1-ая группа по оплате труда.
  6. Передвижные центры культуры — организуются для внестационарного обеспечения досуга населения, организации выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Не имеют стандартных характеристик по параметрам оснащения штатом и оборудования. В практике — имеют специальный автотранспорт, комплект звукового оборудования, киноустановку, штат – 3-5 человек. Находятся в подчинении у органов управления культуры, районного Дома (Дворца) культуры или являются его филиалами, структурными подразделениями. Обслуживают население сельских отдаленных населенных пунктов.
  7. Национально-культурные центры (этнокультурные центры, Дома дружбы) — создаются по инициативе местного сообщества, локально проживающей этнической группы, обеспечивают условия для сохранения и развития национальных культурных традиций, художественного и декоративно-прикладного народного творчества, социально-культурных инициатив населения. Обладают характеристиками аналогично Дворцам культуры.
  8. Дом (Центр) ремесел и фольклора — создаются для сохранения нематериального культурного наследия; развития ремесленнических традиций, создания и распространения ремесленнических изделий, выставочной деятельности, создания и распространения методик ремесленнического мастерства, исследования местных фольклорных традиций. Непременным условием является наличие сырьевой базы (глина, лоза, береста, другое). Оборудование и штатная численность зависят от характера ремесла и наличия методических обязанностей в Уставе учреждения.
  9. Информационно (культурно) — методические центры – могут находиться в подчинении муниципальных органов управления культуры, городских, районных Домов (Дворцов) культуры и являться его филиалами или структурными подразделениями. Осуществляют организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
 
4. Услуги, предоставляемые населению

культурно-досуговым учреждением

 

Услуги, предоставляемые населению культурно-досуговыми учреждениями, признаются социально значимыми. Культурно-досуговое учреждение предоставляет населению следующие услуги:

— проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий: праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных  программ и др.;

— организация работы клубных формирований, любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и др.;

— организация работы  лекториев, народных университетов, школ и курсов  по различным отраслям знаний, других форм просветительской деятельности;

— организация показа кино и видеофильмов;

— оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;

— оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых  услуг;

— предоставление  других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

Услуги культурно-досугового учреждения носят интегрированный характер, могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке  (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и др.).

Заказчиками услуг культурно-досугового учреждения могут быть все субъекты гражданско-правовых отношений:

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— юридические лица;

— физические лица.

Услуги культурно-досугового учреждения предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).

На бесплатной основе могут осуществляться услуги, направленные на:

— проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (международные, государственные, региональные, областные, городские (сельские), отраслевые праздники и т.п.);

— культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);

— поддержку деятельности основных (концертных) составов любительских творческих коллективов;

— патриотическое воспитание детей и молодежи;

— развитие национальных культур народов Приамурья, выявление, сохранение и популяризацию культурно-исторических традиций (праздников, обычаев, обрядов и пр.).

В соответствии с действующим законодательством, при организации платных мероприятий культурно-досуговое учреждение может устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов.

 

  1. Клубные (любительские) формирования

культурно-досугового учреждения

 

Любительские (клубные) формирования – это основа деятельности культурно-досугового учреждения.

Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной  творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и  прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

К клубным формированиям относятся:

— коллективы, кружки и студии любительского художественного и технического творчества;

— любительские объединения и клубы по интересам;

— школы прикладных знаний и навыков;

— другие клубные формирования, соответствующие основным принципам  и видам  деятельности  культурно-досугового учреждения.

Клубное формирование в рамках своей деятельности:

— организует систематические занятия в формах и видах, характерных для  данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок и т.п.);

— проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер — классы и т.п.);

— участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;

— использует другие формы творческой работы и участия в культурной и общественной жизни;

— принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и  международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т.п.

Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя органа управления культурой муниципального образования.

Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:

— за счет бюджетного финансирования культурно-досугового учреждения;

— по принципу полной и частичной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования, а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.

Наполняемость участниками клубных формирований определяется руководителем культурно-досугового учреждения.

 

Рекомендуемая наполняемость участниками клубных формирований, финансируемых из бюджета:

 

Типы клубных формирований Группы учреждений по оплате труда
I (человек) II (человек) III (человек) IV (человек)
Художественно-творческие 15-20 12-15 10-12 8-10
Творческо-прикладные 11-15 9-11 7-9 5-7
Спортивно-оздоровительные 15-20 12-15 10-12 8-10
Культурно-просветительские 15-20 12-15 10-12 8-10
Общественно-политические 15-20 12-15 10-12 8-10

 

Коллективы самодеятельного творчества – это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности. Содержание занятий  должно предусматривать:

— в коллективах музыкального искусства (хорах, ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий;

— в коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок;

— в коллективах циркового искусства – занятия по изучению истории циркового жанра, спортивному и характерному тренажу, разучиванию сольных и групповых номеров, композиций и т.п.

Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается в соответствии с требованиями Трудового кодека РФ.

В рабочее время засчитывается время, затраченное на:

— подбор участников творческого коллектива;

— просветительскую и воспитательную работу с  участниками;

— подбор репертуара;

— работу по изучению и сбору фольклора;

— разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа;

— мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко- и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером;

— ведение документации творческого коллектива;

— привлечение спонсорских средств для развития коллектива;

— выпуск спектаклей, концертных программ, организация выставок и т.д.

В конце каждого творческого сезона (творческий сезон длится с сентября по май каждого года) должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Занятия во всех коллективах любительского творчества проводятся систематически не реже трех раз в неделю по два учебных часа или два раза в неделю не менее трех учебных часов. Учебный час – 45 мин.

 

 

Нормативы результативности деятельности творческих коллективов

 

Наименование жанра

творческого коллектива

Показатели результативности
Хоровой, вокальный Концертная программа из 1 отделения;

6 номеров для участия в концертах и представлениях;

ежегодное обновление  не менее 3 части текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Инструментальный Концертная программа из 2-х отделений;

6 номеров для участия в концертах и представлениях;

ежегодное обновление  не менее 3 части текущего репертуара;

выступление на других площадках не мене 1 раза в полугодие

Хореографический Концертная программа из 2-х отделений;

6 номеров для участия в концертах и представлениях;

ежегодное обновление  четверти текущего репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал

Театральный 1 многоактный или 2 одноактных спектакля;

4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях;

ежегодное обновление репертуара;

выступление на других площадках не менее 1 раза в полугодие

Декоративно-прикладной, изобразительный 2 выставки в год;

оказание помощи в оформлении культурно-досуговых мероприятий

Фото, кино, видео 2 выставки, презентации кинофильмов в год;

оказание помощи в оформлении культурно-досуговых мероприятий

 

За достигнутые успехи любительскому коллективу, студии, мастеру может быть присвоено почетное звание «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия», «Народный мастер». Деятельность коллективов, студий, мастеров имеющих звание «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия», «Народный мастер». Порядок присвоения и подтверждения звания определены в Положении, утвержденном приказом министерства культуры и архивного дела Амурской области.

Продолжительно и плодотворно работающие «Народные самодеятельные коллективы», «Народные самодеятельные студии» накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и стабильный исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой, могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллектив будет иметь статус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.

Студия – самодеятельный клубный коллектив с преобладанием в содержании работы учебно-творческих занятий. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова и др.

В студии есть свой руководитель-педагог, занятия ведутся по типовым программам, утвержденным органами управления культурой, имеются специальные классы и залы.

Любительские объединения и клубы по интересам — организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.

В отличие от творческого коллектива, любительские объединения имеют следующие организационные особенности. Целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений. Работа любительского объединения строится на принципах самоуправления. Руководитель любительского объединения, как правило, это общественник, не получающий заработную плату за руководство объединением. Любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.

Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание  для их примерной классификации:

— общественно-политические, патриотические;

— производственно-технические;

— естественнонаучные, экологические;

— художественные;

— культурно-развлекательные;

— физкультурно-оздоровительные;

— коллекционно-собирательские;

— социально-возрастные (семейные, женские/мужские, молодежные, для детей и подростков).

Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативу и предприимчивость.

 

  1. Методическое обеспечение

деятельности культурно-досуговых учреждений

 

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений осуществляют методические службы различных видов:

— районные Дома культуры;

— районные (городские) организационно (культурно, информационно, координационно) — методические центры;

— методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях;

— организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.

Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:

— как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);

— как филиал, подразделение в составе централизованной клубной структуры;

— как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) культурно-досугового учреждения или органа управления культурой.

Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

— организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

— повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

— организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

— создание и ведение баз данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;

— мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

— разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности, обеспечение ими клубных учреждений;

— разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;

— сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.

 

 

 

 

  1. Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг

 

Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами:

— рациональным размещением сети культурно-досуговых учреждений, учитывающим социальные нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 №1063-р;

 

Численность населения в населенном пункте Единица измерения Количественная величина
До 500 чел. зрительских мест 20-100
От 500 до 1000 чел. зрительских мест 150-200
От 1 тыс. до 2 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 150
От 2 тыс. чел .до 5 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 100
От 5 тыс. до 10 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 70
От 10 тыс. до 50 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 50
От 50 тыс. до 100 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 30
От 100 тыс. до 250 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 25
Свыше 250 тыс. чел. зрительских мест на 1 тыс. жителей 20

 

— использованием внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания. Внестационарное культурное обслуживание осуществляют передвижные учреждения культурно-досугового типа (агиткульбригады, автоклубы) и стационарные клубные учреждения, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных клубных учреждений. При расчете потребностей во внестационарных формах культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного клубного учреждения, не менее двух раз в месяц. В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание, которое может осуществляться в рамках муниципальной межотраслевой целевой программы;

— удобным месторасположением стационарного клубного учреждения — в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д. ;

—  гибким и удобным для населения режимом работы учреждения, предусматривающим работу в вечернее время, праздничные и выходные дни;

— сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.

 

 

 

 

  1. Нормативная база культурно-досугового учреждения

 

Нормативные документы массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении.

Учредительными документами культурно-досугового учреждения являются:

— решение собственника о создании учреждения;

— устав учреждения.

Обязательными для учреждения являются также: структура учреждения,  штатная численность  его подразделений (отделов) и штатное расписание.

Локальными актами учреждения являются:

— коллективный договор;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— должностные инструкции;

— положение об оплате труда (дополнительно положение о премировании);

— положение о платных услугах;

— документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности

Организационно-распорядительными документами являются:

— планы и отчеты учреждения;

— протоколы, постановления, решения;

— приказы, распоряжения;

— аттестационные документы;

— бухгалтерские документы;

— кадровые документы;

— журнал учета работы учреждения;

— журнал учета работы любительских формирований;

— докладные записки, справки, переписка.

 

  1. Нормативы размещения культурно-досуговых учреждений

 

Культурно-досуговое учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зданиях и помещениях, доступных для населения, и оснащены телефонной связью.

По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).

В учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.

Учреждение должно быть оснащено специальным оборудованием, современной аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых населению культурно-досуговых услуг.

 

  1. Средства материально-технического обеспечения

 

Недвижимые – здания, сооружения, обустроенная прилегающая территория и земельный участок.

Движимые – специальное оборудование, техника, инвентарь для производства культурных благ и обеспечения культурно-досуговой деятельности.

Обязательным для культурно-досугового учреждения является наличие свето- и звукоусилительной аппаратуры, кино-(видео-)установки, музыкальных  инструментов, одежды сцены.

При наличии свободной площади можно установить бар с автоматом POPCORN, машиной по приготовлению кофе, сахарной ваты, мороженного.

Культурно-досуговое учреждение должно иметь следующее оборудование:

— кресла (зрелищные, стационарные, съемочные);

— столы рабочие;

— стулья;

— шкафы (стеллажи);

— другую мебель.

Техническое оснащение зрелищного зала должно включать:

— звукоусилительную аппаратуру;

— усилитель;

— колонки;

— пульт микшерный на 8 каналов (минимальная величина);

— микрофоны и стойки к ним по 6 штук (минимальная величина);

— световую аппаратуру;

— силовой блок;

— пульт регулятора;

— прожекторы осветительные сценические;

— софиты;

— и др. осветительные приборы;

— световые эффекты (при наличии танцевального зала).

В культурно-досуговом учреждении необходимо наличие аудиовизуальных средств, обеспечивающих доступ пользователей к звуковой и визуальной информации. К ним относятся:

— цветной телевизор;

— пульт дистанционного управления;

— видиомагнитофон или DVD-проигрыватель;

— видеокамера (цифровая);

— магнитофон;

— фотоаппарат (цифровой);

— проигрыватель;

— музыкальный центр;

— кино-, видео-, DVD-проектор;

— киноэкран.

Необходимо обеспечить культурно-досуговое учреждение копировально- множительной и компьютерной техникой, включающей:

— компьютеры;

— лазерный принтер;

— сканер;

— ксерокс.

Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах, в обязательном порядке должно быть лицензированным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

Культурно-досуговое учреждение должно быть оснащено телефонной связью и выходом в Интернет.

В зависимости от перечня услуг, культурно-досуговое учреждение должно быть обеспечено:

— фонотекой (пластинки, компакт-диски, аудиокассеты);

— стойкой для хранения СD и  DVD дисков;

— настольными играми;

— развивающими компьютерными играми и программами;

— спортивным инвентарем;

— музыкальными инструментами;

— одеждой сцены.

Специальное оборудование, аппаратуру, приборы следует использовать строго по назначению, содержать в технически исправном состоянии.

При решении вопросов оснащения репетиционных помещений коллективов любительского художественного творчества (вокально-хоровых, хореографических, цирковых, драматических, оркестровых, декоративно-прикладного искусства, любительской киностудии и др.), а также клубов по интересам, танцевального зала, спортивного зала и спортплощадки при культурно-досуговом учреждении, можно использовать «Примерный перечень технических средств пропаганды, культурного, спортивного инвентаря и оборудования, музыкальных инструментов для оснащения клубов и домов культуры», утвержденный Министерством культуры СССР 03.07.1986 и согласованный с ВЦСПС 12.05.1986 № 15-4-36/6048.

 

  1. Персонал культурно-досуговых учреждений

         

Руководитель органа управления культурой муниципального образования должен обеспечить штатное число сотрудников: творческих специалистов, технический персонал для предоставления культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащих и рабочих, обеспечивающих бесперебойную работу учреждения (технический состав).

Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.

Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка – от 72 часов, мастер-класс – от 36 часов, курсы повышения квалификации – от 108 часов и т.д.).

Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

При присвоении либо подтверждении творческому коллективу, студии звания «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации также является обязательным.

Нормативная потребность в штатных творческих работниках может определяться на основе:

— основных показателей деятельности конкретного учреждения — объема предоставляемых услуг, количества структурных подразделений, филиалов, использования нестационарных форм обслуживания и т.д.;

— на основе расчетов норм времени на выполнение основных видов работ клубного учреждения, таких как организация и проведение различных форм клубной работы, организация и выполнение основных видов методической работы, работа вспомогательных служб. Единица времени, умноженная на содержание работы, даст объем затраченного времени в часах, следовательно, и количество необходимых работников.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуется две методики расчета минимального штатного расписания:

 

Методика 1

 

Численность населения в населенном пункте Количество ставок творческого персонала

 

До 200 человек 1
200 — 500 человек 2
500 – 1 000 человек 3
1 000 — 3 000 человек 4
3 000 — 10 000 человек 6
10 000 — 20 000 человек 8
20 000 — 50 000 человек 10
50 000 — 100 000 человек 12
100 000- 250 000 человек 13
250 000- 500 000 человек 15
Свыше 500 000 человек 20

 

Методика 2

 

Мощность клубного учреждения

(кол-во зрительских мест)

Количество ставок творческого персонала
               До 140 1
150-199 2
200-249 3
250-299 5
300-349 6
350-399 10
400-499 12
500-549 15
550-599 20
600-649 20
650-699 23
700-799 25
800-899 30
900-999 32
1000-1500 35
                           1500 и более 38

К специалистам учреждений культуры клубного типа относятся:

— директор (заведующий);

— заместитель директора;

— художественный руководитель;

— методисты всех категорий;

— культорганизатор;

— художник, художник-оформитель;

— режиссер, сценарист;

— дирижер;

— балетмейстер;

— хормейстер;

— аккомпаниатор, концертмейстер (музыкальный руководитель);

— руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам;

— распорядитель танцевального вечера, ведущий дискотеки;

— культорганизатор;

— артист;

— лектор (экскурсовод);

— звукорежиссер, звукооператор;

— светорежиссер, осветитель;

— киномеханик;

— менеджер;

— специалист информационно-правового отдела (юрист, программист).

Вышеуказанные специалисты должны числиться в штате клубного учреждения и фактически работать на конец отчетного года или работать на условиях трудового договора сроком не менее года, в том числе по совместительству.

Нормативная потребность в штатных технических работниках может определяться, исходя из технических характеристик здания (зданий), которое занимает учреждение, а так же по следующим показателям:

  1. Костюмер (заведующий костюмерным цехом):

а)  1 штатная единица — при наличии в учреждении постоянно действующих 1 хореографического и 1 драматического самодеятельных коллективов;

б)  свыше 1 штатной единицы – 0,5 штатные единицы на каждые последующие 3 самодеятельных коллектива.

  1. Уборщица:

а)  0,5 штатной единицы – при наличии убираемой площади до 300 кв. метров с центральным водоснабжением или до 150 кв. метров без центрального водоснабжения;

б)  1 штатная единица – при наличии убираемой площади от 300 до 500 кв. метров с центральным водоснабжением, либо до 250 кв. метров без центрального водоснабжения;

в)  свыше 1 штатной единицы – при наличии убираемой площади от 500 кв. метров, по 0,5 штатной единицы на каждые 150 кв. метров с центральным водоснабжением, либо от 250 кв. метров, по 0,5 штатной единицы на каждые 75 кв. метров без центрального водоснабжения.

  1. Гардеробщик:

а)  0,5 штатной единицы на каждые 100 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов).

  1. Кочегар:

а)  в клубных учреждениях, имеющих самостоятельное центральное (водяное, газовое, паровое) отопление, на отопительный сезон устанавливаются должности кочегаров из расчета 1 штатная единица на смену;

б)  из общего числа кочегаров 1 штатная единица устанавливается на круглый год.

  1. Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания:

а)  1 штатная единица – на каждые 500 кв. метров площади учреждения при централизованном тепло- и водоснабжении и круглосуточном дежурстве.

Показатели и порядок отнесения культурно-досуговых учреждений к группам  по оплате труда руководителей и специалистов утверждается соответствующим муниципальным актом.

Отнесение учреждений культуры клубного типа к группам по оплате труда руководителей и специалистов производится вышестоящим органом управления культурой по результатам работы за прошедший год в соответствии со статистической отчетностью и документацией, подтверждающей показатели, не включенные в официальную статистику. Перечень дополнительной документации утверждается руководителем органа управления культурой муниципального образования.

При разработке этих документов рекомендуется использовать  предложенный вариант показателей, наиболее реально отражающих конкретную социокультурную ситуацию в муниципальном образовании и сложившуюся практику работы культурно-досуговых учреждений:

 

 

Группа по оплате труда

Сумма условных единиц
Городские, районные учреждения Сельские клубные учреждения
1 Свыше 500 ед. Свыше 300 ед.
2 От 350 до 500 ед. От 220 до 300 ед.
3 От 200 до 350 ед. От 150 до 220 ед.
4 От 100 до 200  ед. От 80 до 150 ед.

 

Количество условных единиц определяется следующим образом:

 

Показатели Количество  единиц Условия
Количество клубных формирований 5 За каждое формирование
Общее количество культурно-досуговых мероприятий 1 За каждые 10 мероприятий
Количество культурно-досуговых мероприятий   на одного творческого работника 1 За каждое мероприятие
Количество разработанных  и реализованных социально значимых культурно-досуговых программ 5 За каждую программу
Количество коллективов, имеющих звание «Народный самодеятельный коллектив», «Народная самодеятельная студия» 15 За каждый коллектив
Инновационные формы и направления  деятельности  учреждения 2 За каждое мероприятие
Участие творческих коллективов в смотрах, фестивалях, конкурсах:

-международных;

-всероссийских;

-межрегиональных;

-областных;

-районных

 

 

15

10

8

5

3

За каждое участие
Численность участников в постоянно действующих в течение года клубных формированиях 5 За каждые 20 участников
количество кино-, видеоустановок 10 За каждую работающую
Доходы от платных услуг населению 2 За каждую тыс. руб.
Привлечение дополнительных источников финансирования 3 За каждую тыс. руб.

Отнесение к группам по оплате труда руководителей передвижных учреждений клубного типа (центр, автоклуб, агиткультбригада и т.п.) может осуществляться по показателям, установленным для клубных учреждений, расположенным в сельской местности.

Вновь вводимые клубные учреждения, учреждения, принимаемые в муниципальную собственность, а также учреждения, находящиеся на капитальном ремонте, относятся к группе по оплате труда в зависимости от объема работы, определенного по плановым (проектным) показателям в расчете на год.

 

  1. Финансирование культурно-досуговых учреждений

 

Финансирование культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования, а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:

содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

содержание здания и оборудования (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание зданий и оборудования и т. д.);

содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению;

материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.);

осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения;

оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием;

другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения.

 

  1. Культурно-досуговые учреждения и местное сообщество

 

Культурно-досуговые учреждения строят свою деятельность на основе анализа потребностей населения и органов местного самоуправления муниципального самообразования. Учреждение формирует свой положительный образ, привлекает к творческой деятельности общественность, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого руководители и специалисты культурно-досуговых учреждений:

— оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;

— открыто информируют о режиме работы учреждения, его услугах;

— рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;

— своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;

— участвуют в социальных, культурных, образовательных и иных проектах, способствующих к приобщению различных групп населения к активной творческой деятельности;

— учреждают премии (призы), почетные звания для организаций и граждан, поддерживающих учреждение.

Культурно-досуговые учреждения осуществляют сотрудничество с органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями и предприятиями, для достижения уставных целей участвуют в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.

 

Так же может быть применен Порядок определения расчетных ставок почасовой оплаты труда, утвержденный Министерством культуры СССР от 18.04.1990 №29-27.

 

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

Добавить комментарий